Нумерация вагонов и мест в поезде
Купив железнодорожный билет, не сразу разберешься, где указан номер вагона. Причем иногда вместо ожидаемого двузначного номера на глаза попадается четырехзначный. Что уж говорить о поиске места, когда до отправления остается всего 5 минут.
Чтобы не впадать в панику перед важной поездкой, ознакомьтесь с правилами нумерации вагонов и принципами нумерации мест в пассажирских поездах жел.дороги.
Содержание
Нумерация вагонов в поездах жел.дороги
Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В жел.дороги предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.
Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.
Внутрироссийская нумерация
На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.
В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.
- От 01 до 07 – Октябрьская;
- 10 – Калининград;
- От 17 до 23 – Московская ж/д;
- От 24 до 27 – Горьковская железная дорога;
- 28-31 – Северная линия;
- 51-53 – Северо-Кавказ;
- От 58 до 60 – Юго-Восток;
- 61 и 62 – Приволжье;
- 63-65 – Куйбышевская ветка;
- От 76 до 79 – Свердловская дорога;
- 80-82 – Южно-Уральская дорога;
- От 83 до 87 – Западная Сибирь;
- 88 и 89 – Красноярское направление;
- От 90 до 93 0 Восточная Сибирь;
- 94 и 95 – Забайкалье;
- От 96 до 98 – Дальний Восток;
- 99 – Сахалинская линия.
Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:
- 0 означает «мягкий» вагон с комфортной обивкой видений;
- 1 – знак купейных вагонов;
- 2 обозначает плацкарт;
- 3 стоит на вагонах межобластного значения, где есть сидячие места;
- 4 ставят на банковских и почтовых разновидностях;
- 5 входит в номера багажных и почтово-багажных вагонов;
- 6 – признак ресторана;
- 7 – технический (может содержать путеизмеритель или другое оборудование);
- 8 – специальный вагон;
- 9 – резервная единица.
Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:
- Если речь об обычных купейных вагонах, где имеется буфет, то им присущи цифры от 1 до 3.
- Штабные вагоны, обустроенные в обычные, обозначены цифрой 4 на пятом месте номера.
- При наличии радио-купе пятая цифра будет 6.
- Вагоны с купе-буфетом на 5-ом месте в номере содержат цифру 7.
С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.
Международные маршруты
За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.
Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:
- 52 означает, что вагон может это делать, но внутри не имеется кондиционера;
- 62 – знак того, что он интероперабелен, плюс в нем есть кондиционирование.
Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в жел.дороги эти символы везде одни и те же.
На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.
Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.
На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.
На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.
В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:
- Предыдущие 11 цифр рассчитывают на первый-второй по направлению справа налево;
- Первых умножают на 2, вторых – на 1;
- Произведения суммируют, разбивая двузначные на отдельные цифры и добавляя их к сумме;
- Итоговую двузначную сумму округляют до полного десятка;
- Число, которое нужно прибавить для получения полного десятка – и есть последнее контрольное число.
Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.
Схема расположения мест в вагонах жел.дороги
Плацкарт
По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.
Купе
Традиционный купейный вагон жел.дороги предлагает пассажирам 32, 36 или 38 мест, разделенных на 10 отдельных купе. В каждом из них есть 4 (в одном бывает 2) спальных места, столик, зеркало, вешалка. Каждое спальное место оборудовано ночником и собственным багажным отделением.
В купейном вагоне есть две туалетные комнаты и горячая вода. В новых вагонах, запущенных в 2019 году, есть личные сейфы, светонепрницаемые шторки, терморегуляторы, розетки для зарядки мобильных устройств у каждого места (в старых они расположены в коридоре между 3-4 и 7-8 купе), душевые.
Люкс/СВ/Спальный
По стандарту в спальном или СВ вагоне есть 9 купе на двоих пассажиров, 2 санузла. Оснащенные умывальниками, а также купе проводников. В таком вагоне могут ехать всего 18 человек.
Спальные полки с мягкой обивкой и спинкой, удобный стол, небольшие настенные светильники, зеркала – все это входит в интерьер. В некоторых купе имеется даже телевизор. Багаж размещают под спальными местами и в нишах над проходами.
РИЦ
РИЦ – это вагоны, следующие в другие страны и способные трансформироваться для проезда по разной ширине колеи. Внутри можно путешествовать 2-ым и 3-им классом. Вагон разделен на купе, в каждом из которых есть три полки, закрепленные друг над другом. В первом классе – по две полки.
Существует также 30 видов сидячих вагонов, и они различаются, в основном, нумерацией мест. Найти нужное не составит труда.