Поезд «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки
Еще два-три десятка лет назад было невозможно представить, что поезд способен преодолеть 407 км за 3,5 часа. Создание электропоезда «Аллегро», над которым работали ведущие инженеры современности в период с 2009 по 2011 год, навсегда изменила представления людей о железнодорожных путешествиях.
Содержание
Технические факты об Sm6 «Аллегро»
Детище компании Alstom, итальянский скоростной состав со звучным именем «Аллегро» перевозит людей из Хельсинки в Санкт-Петербург и обратно. Маршрутом управляет Oy Karelian Trans LTD, принадлежащая корпорации VR и жел.дороги.
Аббревиатура Sm6 основана на финском словосочетании Sähkömoottorijuna, которое дословно означает «электропоезд». Внешним видом состав напоминает поезд Sm3, который производился Alstrom в Италии с 1995 по 2006 годы. Однако «Аллегро» принадлежит к новому поколению поездов семейства Pendolino.
Вагоны в неизменном количестве 7 штук движутся по колее 1522 м, которая одинаково отличается и от финской, и от российской норм на ±2 см. Эта особенность позволяет поезду не сбавлять скорость при переходе с одной колеи на другую между двумя странами.
Название «Аллегро» дано быстрому поезду неслучайно: это наименование бодрого, динамичного темпа музыки. Кроме того, имя с музыкальной подоплекой перекликается с «Сибелиусом» — поездом, что ходил по этому маршруту ранее, названным в честь известного композитора из Финляндии.
Поезд движется за счет тяговых 3-фазных асинхронных двигателей, которые управляются IGBT-инверторами. Общая мощность составляет 5500 кВт, а усилие на обод равно 226 кН. Состав развивает скорость до 220 км/ч в Финляндии и до 200 км/ч на территории РФ, так как отечественная инфраструктура не позволяет задействовать мощности на полную. В приграничной зоне «Аллегро» замедляется до 30 км/ч.
Как и у других составов семьи Pendolino, у «Аллегро» наклонные кузова с максимальным углом до 8 градусов. Эта технология позволяет составу не скидывать скорость даже на поворотах пути благодаря нивелированию центробежной силы.
Инженеры учли, что состав будет использоваться в суровых условиях, поэтому снабдили его специальным оборудованием, которое не дает снегу и наледи скапливаться на ходовой части.
Внутри нет коек, общее число сидячих мест – 350 штук. В каждом салоне есть розетки на 220 В. Кроме того, в составе есть бар и детский уголок.
Цена билета и классы в поездах «Аллегро»
Фирменный электропоезд курсирует от Санкт-Петербурга в Хельсинки и обратно. В дороге состав проводит 3 часа 27 минут.
Маршрут предусматривает 5 остановок в Выборге и 4 финских населенных пунктах: Вайниккала, Коувола, Лахти и Тиккурила. До 2016 года в расписании была еще одна остановка в Пасиле, но из-за потребностей региональных поездов ее убрали.
В «Аллегро есть места 1 и 2 класса. Все места вне зависимости от класса оснащены:
- Удобными раскладными столешницами;
- Креслами с регулировкой угла наклона;
- Персональным точечным освещением;
- Розеткой для зарядки смартфонов и других гаджетов – по одной на два соседних кресла;
- Подпоркой для ног;
- Небольшим карманом для прессы.
В вагоне второго класса вместимостью 289 человек кресла расположены по схеме 2 + 2. В вагоне №7 имеется игровой уголок, а в вагоне №2 – комфортные условия для людей с ограниченными физическими возможностями (подъемник, туалетный комплекс и 2 кресла).
Первый класс отличается от второго наличием кожаной обивки на сиденьях, переговорной на 6 человек, зоной самообслуживания с кофе и чаем, бесплатной прессой и наушниками для прослушивания аудиоматериалов. Места расположены по схеме 1 + 2.
Цены на билеты следующие:
- 2 класс – 84 евро;
- 2 класс + провоз животного – 104 евро;
- 1 класс – 134 евро.
Это не конечная стоимость, так как на непопулярные утренние рейсы купить билет можно всего за 30 евро. Также можно сэкономить за счет покупки абонемента.
Отзывы пассажиров о поездках в первые годы после ввода «Аллегро» в эксплуатацию, были неравнозначными. Кому-то нравилась скорость, а другие сетовали на плохой сервис. Это притом, что пассажиров в поезде обслуживают кондукторы на трех языках: финском, русском и английском.
В 2011 году скоростной состав перевез 305 тысяч пассажиров. В 2017 году этот показатель вырос почти на 200 тысяч человек, составив 482 тысячи пассажиров.
Расписание и условия поездки
Купить билет на «Аллегро» можно онлайн, на вокзале или прямо в вагоне, оплатив стоимость проездного кондуктору наличными. Для доступа в вагон необходимо предъявить загранпаспорт с открытой визой.
В процессе движения пассажиров досматривает таможенный и пограничный контроль. При этом проверки проходят гораздо быстрее, чем на обычной границе или в аэропорту.
На территории России поезд производит посадку пассажиров в Санкт-Петербурге и Выборге, а потом остается только высадка на четырех станциях уже в Финляндии.
Из Санкт-Петербурга состав отбывает 4 раза в день:
- 06:40;
- 11:30;
- 15:30;
- 20:30.
Расписание «Аллегро», включая время прибытия на станции, можно уточнить на сайте жел.дороги.
С собой можно взять ребенка до 6 лет и не платить за его проезд при условии, что малыш не будет занимать отдельное кресло. Детям от 6 до 17 лет, а также малышам до 6 лет с предоставлением отдельного места дают скидку 30%.
Перевозить животных можно только в специально отведенных для этого местах, которые находятся во втором вагоне под номерами 65-68. Покупать билет не требуется. Один пассажир может взять в поезд не более 2 собак на поводках или максимум 2 клетки с животными. Либо можно совместить одного пса и одну переноску.
Также в салон можно взять ручную кладь, занимающую не более 2 мест габаритами не больше 100х60х40 см. Сумки, портфели и рюкзаки в эту категорию не засчитываются. Сверх нормы можно провезти лыжи, упакованные в специальный чехол.
Примечательно, что за опоздание поезда компания компенсирует часть стоимости. Размер вознаграждения зависит от длительности задержки:
- 60-119 мин – 25%;
- Более 120 мин – 50%.
Но для получения компенсации нужно подать претензию в жел.дороги.